В 1859 году по случаю открытия памятника Николаю I в Санкт-Петербурге на Санкт-Петербургском монетном дворе был отчеканен памятный рубль. Серебро 83 1/3 пробы (0,868); Вес 20,73 г; диаметр 35,5мм; гурт гладкий. Тираж 50 118 шт. 

 

Аверс: портрет императора Николая I повернутый влево, по кругу надпись «НИКОЛАЙ I ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIИС.»В обрезе шеи надпись «А.Лялин.» (медальер аверса).

Реверс: памятник императору Николаю I, по кругу надпись «ПОВЕЛ.ИМПЕР.АЛЕКСАНДРА II ВСЕЯ РОССIИ САМОДЕРЖЦА» более мелким шрифтом «iюня 25 дня» «1859 года», под изображением номинал «РУБЛЬ» и маленькие буквы «ВА». (В. Алексеев медальер реверса).

 

Плоский чекан

 

Выпуклый чекан

 

В некоторых источниках упоминается о том, что «выпуклый чекан» чеканился на «Варшавском» монетном дворе, но у ведущих каталогизаторов, ученых нумизматов: Великого Князя Георгия Михайловича, А.А. Ильина, В.И. Петрова, В.В. Узденикова, В.В. Биткина, В.Е. Семенова об этом не упоминается.

Также по случаю открытия памятника была выпущена медаль точно с таким же изображением аверса и реверса, но диаметром 37.2 мм. Медаль выпущена в золоте, серебре и меди.

 

 

Еще была выпущена медаль с другим  портретом императора.

В серебре ф33мм и ф86мм. В бронзе ф86мм. Медальер П. Брусницын.

 

 

В конце января 1855 года император Николай I простудился, врачи диагностировали у него инфлюэнцию (грипп). Но, невзирая на болезнь, император продолжал трудиться в таком же режиме, как и прежде: принимал доклады, работал над бумагами, устраивал смотры войскам. 10 февраля он был на смотре войск при температуре воздуха ниже 20 градусов и сильном ветре без шинели. И 11 февраля император слег с высокой температурой и удушающим кашлем, врачи диагностировали двустороннее воспаление легких, а антибиотиков еще не было. 12 февраля, понимая безнадежность своего положения,  император передал дела по управлению государством наследнику Александру Николаевичу. 18 февраля императора Николая I не стало.

 

Похороны императора Николая I (рис. И.И. Шарлеманя 1855г)

 

Существует две конспирологические теории о смерти Николая I:

  1. Самоубийство при помощи яда,  из-за глубокой депрессии связанной с неудачами в Крымской войне. В частности неудачный штурм Евпатории 5 февраля 1855г.
  2. Убийство, в котором были заинтересованы Англия и Франция. Естественно, они никак не подтверждаются.

Еще обязательно коснусь появления прозвища императора - «Палкин». Впервые оно появилось в рассказе Л.Н.Толстого «Николай-Палкин» в 1887 г. Сам Лев Николаевич в печать его никогда не представлял, но черновики с лакунами и неточностями попали за границу и там они были опубликованы в различных издательствах от имени писателя. В Российской Империи этот рассказ никогда не издавался. В дальнейшем советские историки прикрепили к императору это прозвище, которое якобы было народным. Настоящий эпитет Николая I был «НЕЗАБВЕННЫЙ».

Решение об увековечении памяти отца новый император Александр II принял практически сразу. Завершалось строительство Исаакиевского собора, но площадь между собором и Мариинским дворцом пустовала.  Было принято решение поручить комиссии*  по строительству собора разработать и осуществить проект по созданию памятника Николаю I. Архитектором проекта стал Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, но до открытия памятника он не дожил. От его первоначального проекта при установке отказались и развернули памятник на 180 гр. Ныне император смотрит на Исаакиевский собор.

 

 

Монумент состоит из 6-ти метровой конной фигуры императора  Николая I и пьедестала. Пьедестал состоит  из малинового карельского  кварцита и белого итальянского мрамора. Цоколь из серого гранита.

Конную фигуру спроектировал и отлил скульптор Барон Петр Карлович Клодт фон Юргенсбург.

 

О.Монферран.                                                             П.Клодт.

 

 

Посещение ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА мастерской Барона П.К. Клодта, занятого ныне исполнением конной статуи для памятника в Бозе почившему ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ ПАВЛОВИЧУ.

Исаакиевский Собор освятили 30 мая 1858 г.  Огюст Монферран пережил свое детище всего лишь на месяц и 10 дней. Видимо, планировалось открыть памятник и освятить Исаакиевский Собор одновременно в 1858 г., но первая отливка оказалась неудачной (кстати, как и отливка памятника Петру I) и открытие памятника перенесли на год. На такую мысль наталкивают рисунки А.И. Шарлеманя, где на одном из них указан 1858 г., а на другом, если расшифровать латинскую дату вовсе будет 1320 год. А надпись сделана старославянскими буквами. И совершенно разные фигуры аллегорий.

 

 

Памятник был торжественно открыт 25 июня 1859 года в 63-ю годовщину со дня рождения покойного императора Николая I  в присутствии августейшей семьи.

 

 

Император Николай I изображен на вздыбленном коне в форме Лейб-гвардии Конного полка шефом, которого являлся при жизни. Именно этот полк принял участие в подавлении восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади.

 

Центральная часть пьедестала

 

Тыльная часть пьедестала.

 

По углам пьедестала изображены четыре скульптуры-аллегории олицетворяющие: Правосудие, Силу, Мудрость и Веру.

 

«Правосудие»                                                                      «Сила»  

 

«Мудрость»                                                                                   «Вера»

 

Автор - скульптор, профессор, академик Санкт-Петербургской Академии художеств Роберт Карлович Залеман.

 

Р.К. Залеман                     Н.А. Рамазанов

 

Существует версия, что для создания скульптур позировали супруга покойного император и три его дочери: императрица Александра Федоровна, Мария Николаевна, Ольга Николаевна и Александра Николаевна. Но  этого не могло быть. На момент начала создания памятника Александре Федоровне было 58 лет. Марии Николаевне было 37 лет, и она по  обстоятельствам второго морганатического брака, на тот момент, почти не вела публичной жизни. Ольге Николаевне было 34 года, но будучи принцессой Вюртембергской она постоянно проживала в Штутгарте. А Александра Николаевна умерла в 1844 г. в возрасте  19 лет от скоротечной чахотки.  Но все-таки Роберт Карлович изобразил на скульптурах-аллегориях именно их лица.

 

«Правосудие» - императрица Александра Федоровна. (портрет Карла Брюллова)

 

«Сила» - Мария Николаевна. (портрет Карла Брюллова)

 

«Мудрость» - Ольга Николаевна. (портрет Франца Ксавье Винтергальтера)

 

«Вера» - Александра Николаевна. (портрет Кристины Робертсон)

 

На нижней части пьедестала расположены четыре барельефа изображающие знаковые события правления императора Николая I.  Три из них – «1825», «1831» и «1851» создал профессор, академик Санкт-Петербургской Академии Художеств Николай Александрович Рамазанов, а «1832» всё тот же Р. К. Залеман.

 

Николай I уходит на Сенную площадь усмирять восстание декабристов и оставляет наследника верным войскам.

 

Николай I выступает на Сенной площади во время холерного бунта 1831 года.

 

Николай I награждает М.М. Сперанского орденом Андрея Первозванного, собравшего и издавшего в 1832 году «Свод законов Российской Империи».

 

Открытие Николаем I Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году.

 

Первоначально памятник был без ограды, затем ее изготовили и установили, в советское время ее убрали, сейчас она снова восстановлена.

 

Гравюра 19 века.

 

Начало 20 века.                                                Советское время.

 

9 июля 1859г.  император Александр II подписал следующий документ. (ГИОП и тогда существовал)

«34725. - Июля 9. Высочайше утвержденное Положение о техническом надзоре и содержании в исправности памятника Императору Николаю I-му.

  1. Сооруженный Императору Николаю I-му памятник передается в ведение Строительной Конторы Министерства Императорского Двора.
  2. Строительная Контора наблюдает, чтобы памятник сохранялся всегда в исправном состоянии, совершенной чистоте и виде приличном значению этого сооружения, и вообще, чтобы условия ремонта в точности исполнялись.
  3. О положении здания Контора доносить Министру Императорского Двора, два раза в год 1 Мая и 1 Ноября; при чем в случае потребности особенных работ, сверх обыкновенного ремонта, представляет в 1-й срок свои о том предположения.
  4. Ближайший технический присмотр за памятником возлагается Строительною Конторою на особого Архитектора, под наблюдением одного из Членов Строительной Конторы по искусственной части. Примечание. Архитектором при памятнике назначается на первое время один из участвовавших при сооружении Помощников Строителя, по взаимному соглашению Министра Императорского Двора с Главноуправляющим  Путями Сообщения и Публичными Зданиями.
  5. На обязанности Архитектора памятника лежит подробный осмотр всех частей памятника, и наблюдение за исправностию  ремонта. В случае каких либо сверх-ремонтных работ, он доносит о необходимости их назначенному от Строительной Конторы Члену ея, а так же и самой Конторе, представляя при том свои предположения о способе производства.
  6. Независимо постоянного надзора за ремонтом памятника назначается ежегодно один раз экстренное свидетельствование всего сооружения, особою Техническою Комиссиею, состоящею:
  1. Из членов по искусственной части Строительной Конторы   Министерства Императорского Двора.
  2. Архитектора по назначению Конторы и Архитектора памятника.
  3. Особого Техника по назначению Главноуправляющего  Путями  Сообщения и Публичными Зданиями.
  1. Комиссия эта свидетельствует все части сооружения и удостоверяется в исправном их состоянии.
  2. О последствиях освидетельствования Комиссия составляет акт, который за общим подписанием представляется в Строительную Контору, наблюдающим за памятником Членом Конторы по искусственной части.
  3. На содержание в исправности памятника назначается ежегодно семь сот рублей, которые и отпускаются в Строительную Контору из государственного казначейства.
  4. Из этой суммы, семи сот рублей, назначается добавочного жалования Архитектору памятника, и остальные на обыкновенный ремонт.»

На основании программы монументального развития искусства, в качестве агитационного средства революции, 12 апреля 1918 года, был издан декрет Совета Народных Комиссаров «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Вот выписка из него: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. ...».  Но монумент в честь Николая I, при отрицательной художественной ценности, был признан гениальным инженерным сооружением, поскольку имел всего две точки опоры. И хотя вопрос о его сносе поднимался неоднократно, ему удалось дожить до наших дней.

 

Защита памятника в блокадном Ленинграде.

 

Весь современный фотоматериал из личного архива.